Колонки Виталий Смердов

Директор Палаты налоговых консультантов, шеф-редактор “Бухгалтер911”, эксперт РПР
  199

Появление портативных цифровых РРО в Украине - фантастика или обозримое будущее?

Тяжеловесное и консервативное законодательство Украины не позволяет реализовать технологии, которые обеспечили рост экономик европейских стран. На данном этапе и Украине необходимо планировать внедрение более простых и дешевых, но от этого не менее надежных инструментов работы в сфере расчетных операций

С позиции правового регулирования сфера расчетных операций в Украине довольно консервативна. Достаточно вспомнить, что главным нормативным актом в этом вопросе является Закон Украины “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг” (далее - Закон об РРО), датированный 1995-м годом. С тех пор в него вносилась масса изменений, но общая правовая основа сохраняется уже давно. Она состоит в использовании стационарных/переносных кассовых аппаратов (на профессиональном сленге все их разновидности объединяют одной аббревиатурой - РРО), которые:

1) могут использоваться на территории Украины при условии их включения в Реестр РРО, утверждаемый ежеквартально налоговой службой (последний из них появился совсем недавно - утвержден приказом Государственной фискальной службы Украины от 28.09.2016 г. № 813). В такой Реестр кассовый аппарат может попасть только в том случае, если он обеспечивает выполнение требований Закона об РРО, в частности:

- печать кассовых чеков, содержащих ряд обязательных реквизитов;

- предоставление в налоговые органы кассовых чеков и отчетности в электронной форме.

 

При этом заметим, что давним является само требование подавать отчетность, связанную с РРО, а вот ее подача в электронной форме (включая не только Z-отчеты, но и кассовые чеки) появилась относительно недавно - с 2013 года;

2) подлежат обязательной фискализации в центрах сервисного обслуживания (далее - ЦСО). Эти же центры проводят их ремонт, обновление программного обеспечения и т. п.;

3) необходимость вести учет товарных остатков. Освободили от этой обязанности - и то, совсем недавно (с середины 2015 года) - лишь предпринимателей на едином налоге, не зарегистрированных плательщиками НДС.

Заметим, что все эти действия регулируются нормативными актами - причем не только упомянутым Законом об РРО, но также Налоговым кодексом Украины (в части субъектов, освобожденных от применения РРО), а также массой подзаконных нормативных актов. При этом далеко не все их нормы прописаны так, чтобы однозначно определить свои права, обязанности и ответственность. Свидетельством тому служит, в частности, число налоговых разъяснений на РРО-тематику (с начала 2015 года одних лишь писем ГФСУ по вопросам РРО издано около восьмидесяти).

Учитывая это, обратим внимание на ключевые моменты, связанные с эксплуатацией РРО:

Во-первых, для многих лиц использование традиционных РРО является достаточно сложным (в первую очередь, если смотреть на этот вопрос с точки зрения предпринимателя, особенно мелкого), что в итоге:

- требует отвлечения собственного времени (времени, которое предприниматель мог использовать для ведения бизнеса) или найма дополнительных трудовых ресурсов - и то, и другое влечет за собой дополнительные расходы для субъекта хозяйствования;

- создает риски нарушений законодательства в сфере РРО. Как результат, субъекту хозяйствования может потребоваться заплатить значительный штраф. Например, если в чеке будут отсутствовать обязательные реквизиты или он такой чек не выдаст, штраф может составить 100% стоимости товаров/услуг, реализованных с таким нарушением (кроме первого нарушения в рамках календарного года, штраф за которое составляет 1 грн.).

Во-вторых, стоимость использования РРО - включая не только, собственно, покупную цену кассового аппарата, но также стоимость его ремонта, обслуживания, а также риски, которые возникают при его использовании, и т. п. - является достаточно высокой.

В итоге, это приводит к тому, что субъекты хозяйствования или не используют РРО в нарушение законодательства, или всеми возможными путями стремятся попасть в категории предпринимателей, освобожденных от использования РРО, что, как результат, создает коррупционные риски. Но проблема не только в этом…

Как уже было написано ранее, консервативное законодательство не позволяет реализовать технологии, которые уже шагнули далеко вперед. Сейчас технологии позволяют внедрить более простые и дешевые, но не менее надежные правила регистрации расчетных операций, которые привязываются не к конкретным моделям РРО, а к программному обеспечению (далее - ПО). При помощи такого ПО сведения о расчетной операции, в конечном итоге, передаются в налоговые органы, а кассовый чек по такой операции для его выдачи покупателю товара/услуги может быть распечатан при помощи любого принтера. Причем само ПО с этой целью может быть установлено практически на любом устройстве, имеющем доступ к сети Интернет. С точки зрения бизнеса - в первую очередь, мелкого - данная технология позволит максимально упростить и удешевить порядок регистрации расчетных операций. Хотя, разумеется, она не решит всех его проблем - как минимум, потому, что многие из них лежат исключительно в плоскости законодательства и его применения, а не технических возможностей.

Согласимся также с тем, что описанная выше технология выглядит слишком просто и привлекательно и, в общем-то, вызывает массу вопросов. Но, как вы понимаете, это лишь ее концепция. Если копнуть глубже, а тем более попытаться реализовать эту технологию на практике, все будет не так идеально. Вместе с тем, это не должно стать препятствием для ее внедрения. Требуется определенный переходный период, в рамках которого технология будет тестироваться (не только субъектами хозяйствования, но и контролирующими органами) без применения какой-либо ответственности, в частности наподобие того, как в свое время вводилась автоматическая подача РРО-отчетности в электронной форме.

Но в любом случае для этого нужно сделать первый шаг - внести соответствующие изменения в Закон об РРО. При этом, вполне вероятно, одним из таких шагов может стать законопроект № 4117, который Парламент уже принял в первом чтении 04.10.2016 г.

 
 
 вгору