Колонки Вячеслав Черкашин

експерт з податкової та митної політики Реанімаційного Пакету Реформ
  755

Численность среднего класса уменьшается, а неравенство доходов растет: о чем говорит исследование ОЭСР

Фундаментальное исследование ОЭСР – Tax Design for Inclusive Economic Growth – затрагивает вопрос использования особенностей налоговых систем в контексте усиления экономического роста и соблюдения принципов эффективности и справедливости налогообложения и распределения доходов.

Результаты исследования.

Тенденции в области неравенства и перераспределения доходов через налоговую и трансфертную системы на основе тридцатилетних данных свидетельствуют, что действующие в странах ОЭСР конфигурации налоговых систем не в полной мере способствуют социально справедливому налогообложению доходов, их социально ответственному распределению. Основанием для этого послужили несколько фактов.

Во-первых, численность среднего класса уменьшается. А именно средний класс является основой для демократии, стабильного роста и процветания.

Во-вторых, поляризация доходов усиливается, то есть продолжается рост, численность среднего класса уменьшается. Об этом свидетельствуют цифры и тенденции. Коэффициент Джини, показывающий степень неравенства распределения доходов, вырос с 0,29 до 0,32, а соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных за 30 лет сместилось с показателя 7:1 до 9,5:1.

В-третьих, имущественное неравенство растет еще более быстрыми темпами, чем неравенство доходов. В 18 странах ОЭСР 40% наиболее бедных домохозяйств владеют лишь 3% от общего благосостояния, в то время как 1% самых обеспеченных семей контролируют 20% общего благосостояния домохозяйств.

И наконец, налоги на доходы с течением времени все менее компенсируют неравенство доходов. Прогрессивность налогов увеличилась для населения с низкими доходами и уменьшилась для людей с высокими доходами (средняя максимальная ставка сократилась с 67% в 1981 году до 41% в 2009 году).

 В то же время, авторы исследования ОЭСР не только приводят цифры и статистику данных, но и  рекомендуют правительствам, что надо сделать для смягчения роста социальной напряженности. В частности, реализовывать следующие задачи:

- повышение налога на имущество физических лиц и налога на наследство, что являются эффективными инструментами исправления неравенства в следствии наименее разрушительного влияния (по сравнению с другими налогами) на экономический рост в долгосрочной перспективе;  

- увеличение стандартной ставки НДС с одновременным удалением пониженных ставок НДС, дающих пропорционально большую налоговую экономию богатым: услуги ресторанов, гостиниц, продажи книг, сфера культуры, включая театр и кино;

- увеличение акцизов на алкоголь и табачные изделия;

- осторожное расширение сферы применения экологических налогов;

- перемещение налоговой нагрузки с налога на прибыль на налог на дивиденды;

- достижение соответствия внутренней налоговой политики страны международным налоговым правилам и механизмам, которые предотвращают уклонение от уплаты налогов и повышают налоговую прозрачность;

- повышение эффективности налогового администрирования и налоговой политики в целом (реформы должны не только быть справедливыми, но и восприниматься налогоплательщиками как таковые).

 Стоит отметить, что в Украине эксперты РПР работают уже более двух лет над реализацией этих задач с учетом специфики украинской налоговой системы. По вопросам администрирования и автоматического возмещения НДС эксперты провели отдельное исследование, по выводам которого сейчас идет работа над комплексным законопроектом. Относительно исправления неравенства в налогообложении имущества и переход к модели обложения дивидендов вместо налога на прибыль, данная аналитическая работа экспертами РПР опубликована, проведены экспертные обсуждения и мы надеемся, что этот важнейший раздел реформы также будет реализован в течении 2016 года.

 
 
 вгору