Колонки Михаил Серебряков

Реанимационный Пакет Реформ (РПР)
  190

Преодоление коррупции в кадровой политике: последний шанс для Киева

В далёком 1997 году Закон "О местном самоуправлении" наделил киевского градоначальника и его коллег – городских голов – беспрецедентным полномочием: назначение и увольнение директоров коммунальных предприятий вверенных им населённых пунктов.

На первый взгляд, всё очень здорово: столь важные кадровые решения принимает высшее должностное лицо города, пользующееся доверием громады, его избравшей.

Однако последние два десятилетия показали, насколько узаконенная кадровая вольность извратила градоначальников: если городу не повезло с мэром (киевляне сами могут определить, насколько часто это происходит), назначения будут происходить (и происходят) так, как угодно его левой ноге.

Что происходит дальше, мы знаем – многотомник доказательной базы для следователей.

За примерами далеко ходить не нужно: для оценки масштабов бедствия достаточно знать, что доход столичного бюджета от рекламы редко в какой год превышает 170 млн. грн. … вот уже восемь лет подряд, тогда как рекламы в городе меньше явно не стало.

Изменить положение вещей, по мнению экспертов группы Реанимационного Пакета Реформ РПР Киев, помогут конкурсы. И это должны быть не бутафорные имитации, а реальные соревнования кандидатов под контролем общественности и в режиме, не позволяющем власти монополизировать принятие решений.

Поэтому в кооперации с экспертами и всеми, кому было не лень поделиться мнением, нами был разработан проект Положения о конкурсном отборе кандидатур на должности руководителей субъектов хозяйственной деятельности коммунального сектора экономики в г. Киеве , который заменяет единоличное назначение руководителей КП прозрачными конкурсами.

Чтобы и Вас заразить уверенностью в этом, коротко об условиях.

Первое и главное: градоначальник назначает директором предприятия не любую кандидатуру, а одного из двух финалистов, которых предложит конкурсная комиссия.

В конкурсную комиссию входит, максимум, 15 человек:

4 человека – от мэра города, из них 1 предлагается секретарём Киевсовета;

2 человека – от профильной комиссии Киевсовета (расклад сил во всех комиссиях – разный), причём претендент не обязательно должен быть депутатом;

1 человек – от комиссии Киевсовета по вопросам антикоррупции (возглавляет представитель оппозиции);

1 человек – от отраслевых профсоюзов, а за неимением таких – от трудового коллектива предприятия;

2 человека – от антикоррупционных общественных организаций;

по 1 человеку – от каждой депутатской фракции Киевсовета (по меньшей мере, 3 из 5 представляют оппозицию), при этом депутатство не является обязательным условием.

Таким образом, даже при самых благоприятных условиях мэрия едва ли сможет монополизировать конкурсную комиссию и получить лояльное к себе большинство.

Оппозиция, доселе лишённая всякой возможности влиять на кадровую политику власти, получит в комиссиях гарантированную квоту.

Заседания комиссии будут проходить исключительно в открытом режиме, а вся информация о конкурсе – выложена в Интернете.

Кандидатам не будут выдвигаться заоблачные квалификационные требования вроде "профильного последипломного образования", где для полноты картины не будет хватать только серии и номера этого самого диплома. Никакой дискриминации.

Кандидаты, в свою очередь, будут обязаны представить комиссиям и защитить стратегии работы предприятий.

Эти и многие другие условия – результат коллективной работы (за что каждому участнику – огромная благодарность) группы РПР-Киев, Антикоррупционного совета при городском голове, депутатов Киевсовета и чиновников КГГА – осталось только принять их решением Киевсовета – б ыла бы на то политическая воля первого лица города (врагов конкурсной процедуры на Крещатик, 36 более чем достаточно).

Мы считаем, что решение следует принять как можно скорее: т ак уж сложилось, что несколько недель назад с должностей сняли директоров коммунальных предприятий "Киевпастранс" и "Киевреклама" – наиболее денежных и от того уязвимых от коррупции не только в Киеве, но и в масштабах страны. Помня предыдущий опыт, единолично назначить их руководителей решением мэра…снова – это всё равно, что отдать их на разграбление.

Как будут проведены эти назначения – по конкурсу или как обычно – покажет голосование депутатов Киевсовета 21-го июля (результат 1,5-годичной адвокационной кампании).

Конкурсная процедура – не панацея и это не решит всех проблем, но время доказало, что без неё одолеть кадровый беспредел невозможно.  

 
 
 вгору